Плюсы» и «минусы» применения информационно-коммуникационных технологий в образовании. Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе доу Икт информационно

с изменениями от 11.03.2019

Смотрите также статью "КВР 2018 – применяем без ошибок"

Зачастую в учреждениях госсектора возникает вопрос об отнесении тех или иных расходов к сфере информационно-коммуникационных технологий, которые в свою очередь подлежат оплате за счет КВР 242. Порядок отнесения расходов к КВР 242 или 244 рассмотрим в данной статье.

Что такое КВР 242 и 244?


Описание КВР 242 и 244 содержится в Порядке, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н (далее - Порядок № 132н):

  • КВР 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" (пп. 51.2.4.2 п. 51 Порядка № 132н)

По данному виду расходов подлежат отражению расходы федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на реализацию мероприятий по созданию, с учетом опытной эксплуатации, развитию, модернизации, эксплуатации государственных информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также расходы по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных государственных органов, в том числе находящихся в их ведении федеральных государственных казенных учреждений, и органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.

Также по данному виду расходов отражаются расходы бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета на реализацию мероприятий по информатизации, в части региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, в случае принятия решения финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) о применении вида расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий".

  • 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (пп. 51.2.4.4 п. 51 Порядка № 132н)

На данный КВР относится, в частности, закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий для нужд субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, если иное не установлено актом финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по аналогичным закупкам.

Какие расходы относятся к сфере ИКТ?

Характерной особенностью системы образования является то, что она выступает, с одной стороны, в качестве пользователя, а с другой – создателя информационно-коммуникационных технологий. Особенно это относится к системе высшего образования как основному источнику интеллектуальных кадров и мощной базе фундаментальных и прикладных научных исследований. Однако передача информации – это не передача знаний или развитие и воспитание качеств обучающихся, поэтому информационно-коммуникационные технологии предоставляют педагогам весьма эффективные, но только вспомогательные средства , . Это средства, которые, вливаясь в учебный процесс, приводят к его структурным и организационным изменениям. Однако эффективность применения возможна только в том случае, когда соответствующие технологии не являются некоторой надстройкой к существующей системе обучения, а обоснованно и гармонично интегрируются в данный процесс, обеспечивая новые возможности и преподавателям и обучающимся.

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет педагогу организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на занятиях и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу обучающихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации.

К ИКТ следует отнести и все виды электронных образовательных ресурсов (ЭОР) – электронные учебники и учебные пособия, мультимедиакурсы, интерактивные тренажеры и лаборатории, тестирующие системы и другие. Детальная классификация образовательных электронных ресурсов, в основе которой лежат общепринятые способы классификации учебных изданий, электронных изданий и программных средств представлена в работах , . Использование ЭОР дает педагогам возможность углубления межпредметных связей при решении задач из различных предметных областей, актуализации выбора образовательной траектории обучающимися, что обеспечивает личностно-ориентированный подход в организации процесса обучения.

ИКТ – это и телекоммуникационные средства, через которые осуществляется учебный диалог, так необходимый при обучении. Преимуществом телекоммуникаций является и возможность объединения информационных ресурсов образовательных и научных центров, привлечения ведущих педагогов и специалистов, создания распределенной научной лаборатории и организации совместных научных экспериментов и образовательных программ.

Прежде чем перейти к характеристике разных видов ИКТ, введем само понятие. В научной и научно-методической литературе, посвященной проблемам информатизации системы образования, часто встречаются такие однопорядковые термины как "информационные технологии", "компьютерные технологии", "информационно-коммуникационные технологии" и другие, что свидетельствует о неустоявшейся терминологии в этой области исследований.

Информационные технологии (ИТ) определяются как совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности .

Появление ИТ дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду, послужившую основой для развития дистанционного обучения.

Другими словами, информационные технологии – это конкретный способ работы с информацией: совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте .

Термин “компьютерные технологии” является устаревшим вследствие того, что использование компьютера как одного из возможных средств для работы с информацией не исключает использование аудио- и видеоаппаратуры и других технических средств обучения. Кроме того, понимание роли компьютера как вычислительной машины стало уже анахронизмом , .

Более весомым следует считать термин "информационно-коммуникационные технологии", отражающий приемы и методы работы с информационными ресурсами, организации общения между участниками учебного процесса на основе различных аппаратных, программных и телекоммуникационных средств.

ИКТ характеризуется средой, в которой они функционируют, и компонентами, которые она содержит:

· техническая среда (вид используемой техники);

· программная среда (набор программных средств для реализации педагогических технологий);

· предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);

· методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.) .

В учебном процессе важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование служит достижению образовательных целей. Поэтому в основе выбора технологии должно лежать исследование особенностей конкретных предметных областей, содержания учебных курсов, конкретных целей и ожидаемых результатов обучения. При выборе технологии важно учитывать и степень необходимой активности обучаемых, их вовлеченности в учебный процесс, характерные психологические черты и т.д. .

Система образования всегда была открыта внедрению информационных технологий в учебно-воспитательный процесс. В учебных заведениях издавна применяются разнообразные текстовые и графические редакторы, средства для подготовки компьютерных презентаций и работы с таблицами, базы данных различного назначения. Несомненно, их использование развивает у обучаемых воображение, фантазию, интуицию, инициативность и другие личностные качества; расширяет возможности образовательной среды и способствует более высокому уровню исследовательской и творческой деятельности обучаемых. В то же время перечисленных программных средств недостаточно для обеспечения все возрастающих потребностей педагогов, что привело к разработке специализированных компьютерных программ для образования, ориентированных на поддержку разных сторон учебно-воспитательного процесса .

Компьютерные образовательные программы отличаются представлением учебных материалов, способом исполнения, характером доступа к ним, а также выполняемой ролью в учебном процессе. Основными дидактическими целями использования подобных образовательных ресурсов в обучении являются сообщение сведений, формирование и закрепление знаний, формирование и совершенствование умений и навыков, контроль усвоения. Компьютерные образовательные программы позволяют:

· организовать разнообразные формы деятельности обучающихся;

· создать условия для осуществления самостоятельной работы обучающихся, их самообразования и саморазвития;

· организовать интерактивный диалог, моделирование объектов, сбор, хранение и обработку информации;

· управлять ходом обучения, автоматизировать процессы контроля результатов учебной деятельности, подбирать задания в зависимости от конкретного уровня знаний.

Разработанные системы оценивания с помощью компьютера позволяют организовать разные формы контроля знаний для оценки качества их усвоения. Компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ перед проведением обычного контроля. Оно позволяет, во-первых, организовать централизованный контроль, охватив всех обучающихся; во-вторых, предоставить обучающимся возможность самоконтроля полученных знаний; в-третьих, сделать контроль более объективным и не зависящим от субъективности преподавателя; в-четвертых, организовать дифференцированный контроль знаний; в-пятых, провести мониторинг качества знаний обучающихся на протяжении всего времени изучения отдельной темы или всего курса на основе протоколирования итогов тестирования. Такие программы позволяют разгрузить преподавателя от рутинной работы по выдаче индивидуальных контрольных заданий и проверке правильности их выполнения, что особенно актуально в условиях массового образования. Появляется возможность многократного и более частого контроля знаний.

Разработанные информационно-поисковые системы позволяют обеспечить поиск необходимой информации. К информационным поисковым системам, например, относятся: справочные правовые системы "Гарант", "Консультант Плюс", "Кодекс", электронные каталоги библиотек, электронные словари и энциклопедии, поисковые системы сети Интернет.

В настоящее время в России существует множество каталогов образовательных ресурсов. Только по данным Yandex результат поиска выдает 1511 страниц не менее 143 серверов, Rambler – 1462. Различаются каталоги в зависимости от назначения и классификации образовательных ресурсов. В зависимости от назначения существуют каталоги для педагога, каталоги для обучающегося, для образовательных учреждений, каталог как результат образовательной деятельности обучающихся и т.д. Согласно второму критерию можно выделить каталоги ЭОР в зависимости от формы издания ресурсов, целевого и пользовательского назначения, от системы образования (школьное, начальное и среднее профессиональное, вузовское, послевузовское, дополнительное, для самообразования), от вида учебной деятельности и т.д. .

Так, среди каталогов ЭОР в зависимости от формы издания отражаемых ресурсов различают каталог CD-ROMов образовательной тематики (сервер Московского комитета по образованию – http://www.educom.ru ); каталог сетевых образовательных ресурсов; каталог ссылок на образовательные ресурсы – «Все образование в Интернет» – http://pedsovet.org

В зависимости от вида деятельности различают каталоги: в помощь аудиторным занятиям; каталог рефератов; внеклассных форм – конкурсов, олимпиад; каталог тестов и т.д.

http://referat.ru – коллекция рефератов, курсовых и дипломных работ, докладов и диссертаций, сочинений и шпаргалок, а также других студенческих и школьных работ.

http://www.ht.ru – на сайте Центра тестирования «Гуманитарные технологии» МГУ содержится информация о компьютерных тестах и услугах по тестированию с использованием Интернет.

http://rostest.ru – образовательный сервер тестирования. База данных содержит 450 тестовых заданий. В первую очередь данный проект принадлежит школьникам, учащимся гимназий, лицеев, всем желающим проверить свой уровень знаний и оценить свои возможности для получения соответствующего сертификата.

Наиболее информативным и содержательным является сайт ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникаций (Центр «Информика»), охватывающий сведения о Министерстве общего и профессионального образования России (http://www.informika.ru ). На нем размещены ресурсы, определяющие образовательную политику страны, в т.ч. справочники и базы данных для системы общего среднего, начального и специального образования, системы дополнительного образования в целом.

Столичная система образования отражена на сервере Московского комитета по образованию (http://www.educom.ru ). На нем размещен каталог обучающих программ на CD-ROM ведущих компаний «КлиоСофт», «МедиаХауз», «Кирилл и Мефодий», «Физикон», «1C» и др. по следующим предметам: иностранные языки, физика, история, русский язык, химия, биология, математика и др.

На сайте «Ресурсы www по образовательным программам» (http://www.history.ru/progr.htm ) можно получить сведения, содержащие полное библиографическое описание бесплатных обучающих программ с краткой их аннотацией, отзывами пользователей на издание, а также статьями и рецензиями.

Организовать поиск информации позволяют и образовательные порталы. Концентрируя электронные образовательные ресурсы, порталы формируют единое образовательное пространство, дающее возможность повысить уровень образования посредством применения информационных технологий. Слово портал – (от англ. portal – “портал”) пришло в Интернет из архитектуры в значении “главный вход”. Первоначально под порталом понимался сайт, с которого человек регулярно начинает свою работу в Интернете и делает стартовой страницей своего браузера. Сегодня понятие “портал” значительно расширилось: порталом следует называть сайт, который сочетает web-сервисы, контент и ссылки на другие ресурсы таким образом, чтобы соответствовать потребностям большого числа пользователей .

Портальная технология позволяет осуществлять поиск ресурсов по уровням образования, по функциональному признаку, указанной тематике, создателям и другим критериям (рис. 2.1). Организация работы по заполнению и администрированию порталов позволит объединить российское образовательное сообщество, обеспечить оперативный доступ к образовательной информации, повысить уровень образования населения и оказать практическую помощь участникам образовательного процесса в условиях применения ИКТ.

Рисунок 2.1 - Российский общеобразовательный портал

Моделирующие компьютерные системы позволяют моделировать и тем самым визуализировать сложные динамические процессы, которые затруднительно или просто невозможно показать в учебной аудитории. Моделирующие программы не являются универсальными. Каждая из них рассчитана на моделирование достаточно узкого круга явлений. Основанные на математических моделях (с управляющими параметрами) или лабораторных экспериментах, компьютерные модели могут быть использованы не только для демонстрации явлений, но и для выяснения в режиме диалога влияния тех или иных параметров на изучаемые процессы и явления. Элементы интерактивной графики дают возможность обучающимся использовать модели в качестве имитаторов лабораторных установок, а также для отработки навыков управления моделируемыми процессами.

Весьма важно, что моделирование на компьютере позволяет наблюдать динамику процесса в том темпе, который удобен для восприятия обучающимися, хотя подлинное время течения процесса может составлять доли секунды или десятки лет.

Компьютерные технологии позволяют не только работать с готовыми моделями объектов, но и производить их конструирование из отдельных элементов. Такие моделирующие программы могут быть встроенным компонентом электронного учебного пособия или использоваться в качестве самостоятельного программного средства, активизирующего поисковую деятельность обучающихся.

Современные моделирующие программы основаны на мультимедиатехнологиях, объединяющих текст, графику, видео, аудио, мультипликацию в представлении учебной информации. Это позволяет лучше визуализировать изучаемый материал и дать обучающимся возможность выбора более эффективной образовательной среды в зависимости от их индивидуальных особенностей. Так, для изучения даже динамических процессов обучающимся с вербальным типом предпочтительны статические изображения, сопровождающиеся текстовым описанием. В то же время обучающимся с образным типом мышления для усвоения материала необходимы анимированные иллюстрации.

Электронные тренажеры предназначены для закрепления практических умений и навыков. Наиболее эффективны такие средства для отработки действий в условиях сложных и чрезвычайных ситуаций. Тренажеры могут быть успешно применимы при решении задач, выполнении лабораторных работ. При этом обучающиеся получают краткую теоретическую информацию, возможность самостоятельного выполнения работы и контролирования полученных результатов.

Информационно-коммуникационные технологии можно разделить на три основных группы:

· технологии представления учебной информации;

· технологии передачи учебной информации;

· технологии организации учебного процесса , .

Технологии представления учебной информации позволяют оформить учебные материалы, отличающиеся не только способом представления, но и доступом к ним, а также выполняемой ролью в учебном процессе. Поэтому в состав учебно-методического комплекса по каждой дисциплине должны входить материалы, охватывающие все этапы учебного процесса. На этапе проектирования учебно-методического комплекса необходимо определить, в каком виде учебная информация по отдельной дисциплине будет усваиваться наиболее эффективно. Также у обучающегося всегда должна быть возможность выбора наиболее удобной для него формы представления учебного материала. Все это приводит к необходимости размещения учебной информации на разных типах носителей. Полный комплект учебно-методических материалов, предназначенный для изучения отдельной дисциплины, принято называть мультимедиакурсом.

Мультимедиакурс - это комплекс логически связанных структурированных дидактических единиц, представленных в цифровой и аналоговой форме, содержащий все компоненты учебного процесса .

Мультимедиакурс включает электронный учебник в сочетании с лабораторными тренажерами, тестирующими модулями, справочной системой, печатными материалами, аудио- и видеоприложениями.

Мультимедиакурс – один из видов электронных образовательных ресурсов, основанных на технологии гипертекста и мультимедиатехнологиях. Представление учебного материала в гипертекстовой форме существенно изменяет структуру и расширяет возможности электронной обучающей программы. Гипертекстовая технология обеспечивает многослойное, многоуровневое распределение учебного материала, что позволяет, с одной стороны, облегчить восприятие базовых понятий, а с другой стороны – углубиться в детали с необходимой полнотой. Одновременно на экране монитора может быть несколько гиперссылок, каждая из которых определяет свой маршрут "путешествия".

Благодаря интерактивности, обусловленной гипертекстовой технологией, обучающиеся самостоятельно управляют потоком учебной информации. Они могут не только читать с экрана, но и приобретать практические навыки при работе на компьютерных тренажерах, а также проверять и анализировать полученные знания через комплексы заданий, тестирующие системы, являющиеся компонентами мультимедиакурса. Таким образом, выстраивается своеобразный диалог между обучающимся и компьютерной программой. В отличие от печатного учебника электронный учебник может быть активным собеседником: задавать вопросы, проверять и комментировать ответы и т.д.

Интерактивность мультимедиакурса организует многократное обращение к изучаемому материалу, формам контроля, что обеспечивает его прочное усвоение. Таким образом, интерактивность дает возможность студенту или школьнику стать активным участником учебного процесса, что особенно важно при преобладающей самостоятельной работе с учебным материалом.

Мультимедиатехнология также расширяет применение компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, простроенный на использовании средств мультимедиа, включая образное мышление, помогает обучающемуся более наглядно, целостно воспринимать предлагаемый материал. Программы с использованием мультимедиа средств многомодальны, т.е. они одновременно воздействуют на несколько органов чувств, что позволяет в максимальной степени реализовать требование наглядности обучения. А известно, что от наглядности, доходчивости и смысловой полноты зависит скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний.

Следует отметить, что мультимедиаприложения обучающих программ (видеолекции, аудиоприложения, анимации) обеспечивают качественно новый уровень восприятия информации - эмоциональный, когда обучающийся не просто пассивно созерцает, а проявляет интерес, внимание, активно участвует в происходящем. Обладая интерактивными свойствами, мультимедиаприложения вносят в процесс обучения элемент игры, уменьшая утомляемость при изучении курса.

Перечисленные технологии осуществляют интеграцию значительных объемов информации на едином носителе, способствуют выбору индивидуальной образовательной траектории и темпа работы, которые максимально соответствуют способностям студента и уровню его подготовки, т.е. реализуют принцип индивидуализации обучения.

Мультимедиа курс, в отличие от других ЭОР, обладает весомыми дидактическими преимуществами.

1. Мультимедиакурс предоставляет обучающимся оптимальное сочетание различных способов работы: изучение теории чередуется с практическими заданиями, позволяющими закрепить полученные знания и приобрести первоначальные практические навыки, тестирующие программы обеспечивают контролирующие функции, позволяя обучающимся проверить и оценить полученные знания.

2. Включение в курс тестов и тренажеров позволит отслеживать и направлять траекторию изучения материала, осуществляя, таким образом, обратную связь с преподавателем.

3. Мультимедиакурс является средством комплексного воздействия на обучающихся, которое задействует разные каналы восприятия информации и активизируют одновременно все виды его деятельности: мыслительную, речевую, физическую, перцептивную.

4. Мультимедиакурс удовлетворяет психолого-педагогическим, эргономическим требованиям, что позволяет адаптировать его к индивидуальным особенностям обучающихся.

5. Мультимедиа курс имеет более совершенное качество учебного материала, которое определяется не только содержанием и особенностями изложения материала, но и возможностями его представления.

6. Гипертекстовая технология позволяет обучающимся индивидуализировать учебный процесс путем выбора подходящей для них образовательной траектории. При этом учитываются индивидуальные особенности восприятия информации (восприимчивость человеческого глаза к определенным цветам, размеру шрифтов и т.д.), особенности памяти, мышления обучающихся.

7. Работа с мультимедиакурсом развивает общеинтеллектуальные, общепредметные умения (умения учиться, искать информацию, задавать вопросы и т.д.).

Перечисленные особенности позволяют реализовать основные дидактические принципы – принцип доступности, наглядности, связи теории и практики, прочности знаний и тем самым улучшить усвоение материала, а также повысить интерес и мотивацию к изучению предмета, активность обучающихся, что чрезвычайно важно при обучении. Используемые средства и технологии позволяют создать образовательную среду, благоприятную для реализации поискового, исследовательского типа обучения, когда изучение материала становится возможным вследствие своих собственных открытий.

При создании ЭОР важно учитывать целый ряд требований: общедидактические требования, касающиеся наиболее общих аспектов обучения, методические требования, связанные со спецификой преподавания тех или иных дисциплин. Необходимо учитывать и специфику работы за компьютером, проявляющуюся в непосредственном отсутствии преподавателя, возрастании утомляемости обучающихся, увеличении нагрузки на зрение т.д. Это требует тщательной подготовки дидактических средств с учетом психологических особенностей восприятия текстовой информации, цветовой палитры, размеров шрифтов, особенностей памяти, внимания, мышления обучающихся, а также эргономических требований, касающихся создания благоприятных условий для учебно-познавательной деятельности. С другой стороны, необходимо максимально использовать возможности, которые предоставляют современные информационно-коммуникационные технологии. Подробный анализ различного рода требований, предъявляемых к ЭОР, представлен в трудах .

Технологии передачи учебной информации организуют доставку учебно-методического обеспечения образовательных программ. Все ЭОР могут быть разделены на две группы: локальные и сетевые. Следует помнить, что соответствующий способ размещения информации накладывает определенные требования и на технологии создания ресурсов, и на технологии доступа к ним, и на технологии их доставки.

Локальные ресурсы представлены аудио- и видеозаписями на магнитной ленте, компьютерными обучающими программами и электронными копиями учебных материалов на дискетах, лазерных дисках и предназначены для работы на отдельном компьютере с возможностью передачи их на другой при помощи дискет или средствами локальных сетей. Они могут представлять собой самостоятельные компоненты и могут входить в состав комплекта электронного учебника. Локальные компоненты находятся непосредственно у обучаемого или в фондах учебного центра.

Сетевые ресурсы включают в себя информацию, размещенную в сети Интернет (сетевые версии электронных курсов, эксперименты с удаленным доступом и т.п.). Таким образом, способом доставки сетевых учебных материалов становится сеть Интернет, позволяющая осуществлять передачу электронных учебных материалов с сервера базового вуза на сервера любых учебных центров. Размещение учебных материалов в сети в виде специализированных баз данных позволяет наиболее просто организовать доступ к данным ресурсам и непосредственно управлять процессом обучения.

Еще одним средством передачи информации являются спутниковые системы связи, позволяющие на качественно высоком уровне проводить лекции преподавателей и осуществлять другие виды учебной деятельности как в режиме реального времени, так и в отложенном режиме. При такой передаче информации возрастает качество звукового и анимационного сопровождения лекции, скорость передачи информации и качество изображения. Лекция, транслируемая через спутник, как правило, сопровождается интерактивной презентацией, иллюстрирующей теоретический материал и обеспечивающей его наглядное представление. Использование лабораторного оборудования позволяет организовать в реальном времени постановку демонстрационного эксперимента, усиливающего понимание материала и его усвоение. Применение спутниковых технологий позволяет перейти на более высокую ступеньку использования в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий.

Роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.

Информационно-коммуникативная компетентность один из основных приоритетов в целях общего образования, и связано это не только с внутриобразовательными причинами. Меняется весь характер жизни, необыкновенно возрастает роль информационной деятельности, а внутри нее − активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия им принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств.

Системное, эффективное формирование информационно-коммуникативной компетенции для основной массы учащихся сегодня возможно только при условии использования ИКТ. А значит, успешность намеченных в школе преобразований во многом зависит от их применения. Другими словами, информатизация − это важнейшее направление модернизации системы образования.


Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самоподготовку обучающихся. Безусловно, современный компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требуют изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты групповых проектных работ), повышает индивидуальность и интенсивность обучения.

Компьютерные технологии обучения предоставляют большие возможности в развитии творчества, как учителя, так и учащихся.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения. Как использовать эти средства при разработке комплексов учебно-методических материалов? Где и в каком соотношении возможно включение различных мультимедиа эффектов по сравнению с обычным текстом? Где граница применимости мультимедиа вставок в документ? Нужны серьезные исследования этого вопроса, поскольку нарушение гармонии, меры целесообразности применения ярких вставок и эффектов может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности работы. Это серьезные вопросы, ответы на которые позволят избежать фейерверка в обучении, сделать учебно-методический материал не просто эффектным, а эффективным.
Современные информационно-коммуникационные технологии обучения - совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.
Основной задачей современных информационных технологий обучения являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности, доступа к современным информационно-образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам).
Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы:

1) сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронные вариант методических рекомендаций , пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени),

2) технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы).

На уроках математики компьютер может использоваться с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценки качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.

В настоящее время с помощью мультимедийного проектора представляется возможным использовать компьютер даже для фронтальной работы, например, при организации устного счета, или при проверке самостоятельной работы. Применение методических пособий- презентаций, созданных в программе Power Point позволило отказаться почти ото всех ТСО старого поколения, поднять наглядность на более высокий уровень (использование звука, показ слайда "в движении")

Вводить компьютерные компоненты можно в уроки любых предметов. Все дело заключается в целесообразности, наличии соответствующих качественных программ, условиях использования.


Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых , внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых , современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

В-третьих , активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

Важность и необходимость внедрения ИКТ в процесс обучения отмечаются международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс» . В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи». ИКТ затрагивают все названные сферы, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения». Более подробно об актуальности и потребности внедрения ИКТ в образование говорится во второй главе этого же доклада – «Новые направления в образовании», написанной Крейгом Блертоном, адъюнкт-профессором Университета Гонконга, и в главе VII «Информационные службы, библиотеки, архивы», автор которой – профессор Королевского колледжа библиотечного дела в Копенгагене Оле Гарбо.

Кроме того, в этом же докладе обобщены и проанализированы глобальные процессы конвергенции СМИ, электронной промышленности и телекоммуникаций и их влияние на развитие информационного общества, а также планетарные проблемы применения ИКТ в образовании.

Использование ИКТ способствует изменению целей, содержания обучения, в том числе и контроля, что влечет за собой появление новых методов, средств и организационных форм обучения и контроля.

Внедрение информационных технологий в образование предоставляет возможность создавать системы автоматизированного контроля знаний студентов по различным дисциплинам, в том числе и информатическим.

Возможности ИКТ как инструмента деятельности человека и принципиально нового средства обучения приводит к появлению новых методов, средств, организационных форм контроля и более интенсивному их внедрению в учебный процесс.

Преимущества компьютерной технологии рассматриваются в работах об интенсификации и активизации обучения (И.В. Алехина, Г.В. Рубина), индивидуализации (В.Ф. Горбенко, Н.В. Карчевская) и гуманиза­ции учебного процесса (Т.В. Габай, М.Е. Калашников, Л.Ф. Плеухова, В.К. Цонева), реализации творческого, развивающего характера обучения (В.А. Андреев, В.Г. Афанасьев, Г.М. Клейман, Т.А. Сергеева и др.).
Этапы внедрения ИКТ на пути движения в информационное общество

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию информационного общества.

Главным фактором, определяющим важность и целесообразность реформирования сложившейся системы образования, включая и российскую, является необходимость ответа на те основные вызовы, которые сделал человечеству XXI век :


  • необходимость перехода общества к новой стратегии развития на основе знаний и высокоэффективных информационно-телекоммуникационных технологий;

  • фундаментальная зависимость нашей цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые формируются образованием;

  • возможность успешного развития общества только в опоре на подлинную образованность и эффективное использование ИКТ;

  • теснейшая связь между уровнем благосостояния нации, национальной безопасностью государства и состоянием образования, применением ИКТ.
Как показано в ряде работ , основными направлениями формирования перспективной системы образования, которые имеют принципиально важное значение для России, находящейся на этапе сложных экономических преобразований, являются следующие:

    • повышение качества образования путем его фундаментализации, информирования обучаемого о современных достижениях науки в большем объеме и с большей скоростью;

    • обеспечение нацеленности обучения на новые технологии ИО и, в первую очередь, на ИКТ;

    • обеспечение большей доступности образования для всех групп населения;

    • повышение творческого начала в образовании.
Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. По мнению многих специалистов , новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%. Внедрение компьютера в сферу образования стало началом революционного преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования. Важную роль на этом этапе играли коммуникационные технологии: телефонные средства связи, телевидение, космические коммуникации, которые в основном применялись при управлении процессом обучения и системах дополнительного обучения.

Новым этапом глобальной технологизации передовых стран стало появление современных телекоммуникационных сетей и их конвергенция с информационными технологиями, то есть появление ИКТ. Они стали основой для создания инфосферы, так как объединение компьютерных систем и глобальных телекоммуникационных сетей сделало возможным создание и развитие планетарной инфраструктуры, связывающей все человечество.

Примером успешной реализации ИКТ стало появление интернета – глобальной компьютерной сети с ее практически неограниченными возможностями сбора и хранения информации, передачи ее индивидуально каждому пользователю.
Сложность внедрения современных ИКТ определяется и тем, что традиционная практика их разработки и внедрения основывается на идеологии создания и применения информационных и телекоммуникационных систем в совершенно иных сферах: связи, военно-промышленном комплексе, в авиации и космонавтике. Адаптацию ИКТ к конкретной сфере применения здесь осуществляют специалисты конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, имеющие большой опыт разработки подобной техники и, следовательно, хорошо понимающие назначение систем и условия их эксплуатации. В современном образовании таких специализированных научно-исследовательских структур нет, они только начинают создаваться. По этой причине возникает «разрыв» между возможностями образовательных технологий и их реальным применением. Примером может служить до сих пор существующая практика применения компьютера только как печатающей машинки. Этот разрыв часто усиливается тем, что основная масса школьных учителей и преподавателей гуманитарных вузов не владеет современными знаниями, необходимыми для эффективного применения ИКТ. Ситуация осложняется и тем, что информационные технологии быстро обновляются: появляются новые, более эффективные и сложные, основанные на искусственном интеллекте, виртуальной реальности, многоязычном интерфейсе, геоинформационных системах и т.п. Выходом из создавшегося противоречия может стать интеграция технологий, то есть такое их объединение, которое позволит преподавателю использовать на уроках и лекциях понятные ему сертифицированные и адаптированные к процессу обучения технические средства. Интеграция ИКТ и образовательных технологий должна стать новым этапом их более эффективного внедрения в систему российского образования.

Во внедрении ИКТ в образование в можно выделить три этапа:


    • начальный , связанный с индивидуальным использованием компьютеров, в основном, для организации системы образования, ее административного управления и хранении информации о процессе управления ;

    • современный, связанный с созданием компьютерных систем, интернета и конвергенцией информационных и телекоммуникационных технологий;

    • будущий, основанный на интеграции новых ИКТ с образовательными технологиями (ОТ).
Процесс разработки новых технологий образования на основе интеграции ИКТ и ОТ уже идет в ряде фирм, активно выступающих на рынке образовательных услуг.

Актуальность и важность для создания системы образования информационного общества разработки комплекса соответствующих образовательных средств на основе интеграции ИКТ и ОТ делает необходимым проведение всестороннего исследования этого процесса и рассмотрение его с системных позиций.

3. Системные основы интеграция ИКТ и ОТ
Системный подход к интеграции ИКТ и ТО основывается на выявлении всех существенных факторов, устанавливающих связь между элементами и формирующих целостные свойства системы, выполняющей согласованную совокупность действий, объединяемых общим замыслом и единой целью.

Выбор рациональных и оптимальных решений при интеграции информационных и образовательных технологий с системных позиций, в первую очередь, основывается на анализе эффективности обучения или образования на базе новой интегрированной технологии, т.е. на основе оценки эффективности взаимодействия педагога и учеников. Особенностью такого взаимодействия является творческая деятельность педагога и учеников как в процессе обучения, так и в процессе воспитания, которая во многом зависит не только от профессионализма учителя и знаний учеников, но и от эмоционального настроения, создаваемого в процессе обучения, а также от наличия соответствующих стимулов, от условий занятий и многих других факторов. Все это усложняет формализованное описание процесса обучения и затрудняют определение количественных оценок эффективности.

По сути, интегрированные технологии обучения на основе ИКТ являются интеллектуальными человеко-машинными системами и поэтому одним из направлений формирования показателей их эффективности может стать методология, применяемая при тренажерном обучении летчиков, космонавтов, операторов в ядерной энергетике. Она заключается в использовании комплексных показателей, в качестве компонентов которых выступают конкретные оценки технической эффективности, стоимости, времени обучения, а также данные медико-биологических исследований, субъективные мнения учителя и обучаемых .

Поэтому первой и принципиально важной задачей интеграции ИКТ и ОТ (в дальнейшем, для краткости, будет использоваться принятое рядом авторов сокращение ИТО) является четкое выделение целей их создания и разработка системы показателей их эффективности. Формализация целей образовательных технологий является достаточно сложной проблемой, которая остается до сих пор нерешенной и активно обсуждается как в монографиях, статьях, так и на семинарах и конференциях. Вместе с тем при решении задач обучения, контроля знаний и управления учебным процессом уже накоплен опыт оценки целей в виде конкретных показателей . В качестве примера вспомним систему баллов. Это, конечно, не исключает применение и других показателей оценки эффективности ИТО.

Исходя из системного подхода , необходимо построить модель или схему операции, которая включает следующие основные элементы: ОТ, ИКТ, преподаватели, обучаемые, специалисты и администрация.

Образовательное технологии или, иначе, технологии образования (ТО) являются одним из главных элементов системы образования, так как они непосредственно направлены на достижение его главных целей: обучение и воспитание. Под ТО понимается как реализация учебных планов и учебных программ, так и передача обучаемому системы знаний, а также методов и средств для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в конкретной области . Наука накопила огромный опыт по передаче знаний от учителя к ученику, созданию технологий образования и обучения, а также по построению их моделей.


ИКТ оказывают активное влияние на процесс обучения и воспитания обучаемого , так как изменяют схему передачи знаний и методы обучения. Вместе с тем внедрение ИКТ в систему образования не только воздействует на образовательные технологии, но и вводит в процесс образования новые. Они связаны с применением компьютеров и телекоммуникаций, специального оборудования, программных и аппаратных средств, систем обработки информации. Они связаны также с созданием новых средств обучения и хранения знаний, к которым относятся электронные учебники и мультимедиа; электронные библиотеки и архивы, глобальные и локальные образовательные сети; информационно-поисковые и информационно-справочные системы и т.п. Модели ИКТ в настоящее время разрабатываются, а часть из них успешно применяется при исследовании систем образования.

Рассматривая элементы сложной системы ИТО, следует отметить, что в образовании важным условием успешной интеграции технологий является профессиональная подготовка преподавателей и специалистов, осуществляющих эксплуатацию систем и средств новой интегрированной технологии обучения. Каждый участник обучения на основе ИТО, включая администрацию учебных учреждений, должен обладать необходимой информационной грамотностью и пониманием используемых технологий. В некоторых странах для этого необходимо даже иметь соответствующий сертификат. Например, такое требование существует в Великобритании. Введение сертификатов для участников процесса обучения позволяет упростить внедрение ИТО и повысить адекватность оценок эффективности технологий.

При внедрении ИТО необходимо понимать, что это процесс сложный и требующий больших затрат.

Как показывает опыт внедрения ИТО в мире и России, существенное влияние на эффективность обучения на базе ИКТ оказывают конкретный тип образовательного учреждения (школа или ВУЗ, образовательный центр или виртуальный колледж и т.п.) и форма и вид образования (очное или заочное, дистанционное или стационарное, базовое или дополнительное) и т.д.


Программа, обеспечивающая активное внедрение ИКТ в образовательную отрасль , является комплексной и предполагает решение ряда важнейших проблем в развитии образования:

    • развитие нормативной базы;

    • создание нового организационно-методического и научно-методического обеспечения в области образовательных систем и технологий;

    • создание материальной базы ИКТ;

    • создание системы подготовки и переподготовки кадров образования.

Новым направлением повышения эффективности внедрения ИКТ является интеграция информационно-коммуникационных технологий и технологий обучения. В качестве первых и необходимых шагов, способствующих ускоренному внедрению этого процесса в систему образования, можно рекомендовать:


    • организацию семинаров и учебных курсов для администрации и сотрудников вузов, преподавателей школ и учебных центров по применению в обучении новых ИТО;

    • создание условий для стимулирования развития интернет-услуг, связанных с применением новых ИТО;

    • активизацию работы по созданию тематической системы «ИТО» в рамках международной информационной сети по ИТ;

    • подготовку соответствующего комплекса мероприятий для включения их в «Программу движения Москвы в информационное общество»;

    • разработку методологических и методических основ системного анализа и синтеза ИТО, методов оценки обучения и образования на их основе;

    • разработку предложений по финансированию внедрения интегрированных информационно-коммуникационных технологий в образование за счет международного сообщества.

В повышении качества профессиональной подготовки специалистов , в том числе и будущих учителей, в системе высшего педагогического образования, значительная роль принадлежит контролю, который современной педагогической теорией и практикой считается чрезвычайно важным.

В настоящее время, использование возможностей современных информационных технологий для обеспечения проведения дидактического процесса является одной из актуальных проблем. Роль новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в практике обучения определяется Е.С. Полат как «необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся» [ 3].

В условиях информационного общества, резко и постоянно увеличивается объем и изменяется содержание знаний, умений и навыков, которыми должен обладать современный специалист. Интеграция компьютерных технологий и учебного процесса способствует его интенсификации, модернизации системы подготовки будущего специалиста, повышения качества обучения, выработке умения самостоятельно добывать новые знания, реализации идеи развивающего и непрерывного обучения. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых, использование которых в учебном процессе будет эффективным только в том случае, если у будущих специалистов будет сформировано правильное представление о месте и роли данных технологий в учебном процессе.

Будущим специалистам необходимо иметь соответствующую подготовку в области знания и применения информационно-коммуникационных технологий в быстро изменяющихся условиях информационного общества; владеть основами необходимых знаний и накопить личный опыт практического использования компьютерных технологий в своей профессиональной деятельности. Кроме того, в условиях становления дистанционного образования, необходимо владеть современными компьютерными средствами обучения, в том числе и контроля.

Как отмечалось в материалах проходившей в ноябре в Москве международной конференции, посвященной проблемам внедрения информационных технологий в образование, урок с применением компьютера будет эффективнее у того учителя, который


  • · Сохраняет человеческие приоритеты в обучении.

  • · Имеет доброе, доверительное отношение к машине и ее педагогическим возможностям

  • · Умеет бережно и в то же время смело обращаться с персональным компьютером

  • · Интеллектуально развит, эрудирован, способен оценивать педагогические возможности компьютерных программ

  • · Методически гибок

  • · Дисциплинирован, точен, владеет упорядоченным логизированным мышлением.
Таким образом, без профессионального роста в освоении информационно- коммуникационных технологий не обойтись.

Первый шаг, который делает учитель, обращаясь к компьютерной технологии обучения, состоит в изучении педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков. К сожалению, еще не встречалось ни одного мультимедийного учебного пособия по математике, которое бы полностью соответствовало школьной программе: используется нетипичная терминология, другие. Отличные от школы, системы аксиом, или громоздкая система ввода информации (очень "закрученный" редактор формул, что не ускоряет, а, наоборот замедляет процесс решения). Поэтому остается согласиться с Н.Розовым, деканом факультета педагогического образования МГУ, который в одном из своих выступлений отмечал: "Мы все прекрасно понимаем, как далеки пока электронные обучающие продукты от идеала. Предстоит пройти долгий путь осмысления, поисков и накопления педагогического опыта, прежде чем компьютерная составляющая образовательного процесса станет равноправным партнером учебнику".

Ознакомление с программной продукцией целесообразно начинать с изучения средств, создающих т.н. компьютерную среду. К этим программам относятся программные инструкции, советы, рекомендации по самому широкому кругу вопросов. С ними учитель может проводить и классные, и внеклассные занятия, освобождая себя от многократного повторения учащимся одних и тех же прописных истин, от налета субъективности в оценке учебных успехов учащихся, помогая осваивать им технологию самообучения.

Компьютерную среду создают также справочно-информационные материалы. Их назначение состоит в том, чтобы обеспечить на уроке большую наглядность и доказательность, использовать эти программы для наведения разного рода справок и для самопроверки, для предоставления образца выполнения какого-либо задания на конкретном предметном материале.

Справочно-информационные материалы призваны облегчить многим детям освоение школьной программы, они носят поддерживающий и сопровождающий, нередко и мотивирующий характер.

Т. о. компьютер как бы соединяет в себе ряд традиционных ТСО, которые всегда использовались, в основном, для усиления наглядности. Это активизирует познавательный процесс у обучаемых, развивает мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное), повышает результативность учебного процесса. Использование ИКТ позволяет реализовать такие развивающие цели обучения, как развитие мышления (пространственного, алгоритмического, интуитивного, творческого, теоретического), формирование умений принимать оптимальное решение из возможных вариантов, развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования), формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации. Это приводит к ускорению темпа обучения, высвобождает время, следовательно, интенсифицирует процесс обучения.

Одно из требований, диктуемых социальным заказом общества современному образованию и предъявляемых на сегодняшний день студентам вуза – будущим специалистам – является умение использовать современные средства ИКТ в профессиональной деятельности педагога, в точности, быстро развивающиеся на сегодняшний день средства дистанционных образовательных технологий как в учебном процессе, так и в его неотъемлемом компоненте – системе контроля.
ИКТ в системе контроля
Применение компьютерных технологий в учебном процессе является вполне закономерным явлением в эпоху информатизации общества. Однако эффективность их использования в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия преподаватель - обучающийся.

Роль контроля в процессе обучения имеет приоритетное значение, поэтому все вышесказанное о внедрении информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения, способствует и проникновению ИКТ в процесс контроля, как важного и неотъемлемого элемента процесса обучения.

Контролирующие задания, реализуемые с помощью ИКТ могут быть направлены на выявление следующих знаний:

Знаний определений, фундаментальных понятий курса, раздела, темы (модуля), представлений об объеме и содержании понятий;

Знаний о прикладном (практическом) применении определений;

Знаний правил, алгоритмов, законов, формул;

Знаний, связанных с решением задач по теме;

Знаний фактов, основных положений, принципов, практических приложений.

Контролирующие задания, реализуемые с помощью ИКТ могут быть различного уровня сложности:

Простые задания на узнавание;

Задания на репродукцию;

Задания, выполняемые по формуле, алгоритму, правилу, образцу;

Задания проблемного характера (алгоритм для решения задачи заранее неизвестен).
Выделим преимущества использования ИКТ в процессе контроля знаний:

Высокая степень наглядности при проведении контроля, что способствует повышению интереса к самому предмету изучения, контролю, оценки;

Автоматизация проведения, оценивания результатов, подведение итогов контролирующих процедур;

Возможность многократного выполнения контролирующих заданий с целью интериоризации (усвоения) знаний;

Возможность проведения самоконтроля студентов в любое удобное для студента время без участия преподавателя.
Литература


  1. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. – М. – 2000.

  2. Курдюков, Г.И . К вопросу о роли информационно-коммуникационных технологий в системе контроля знаний студентов педагогических вузов по информатическим дисциплинам / Г.И. Курдюков /адрес доступа: http :// www . rusedu . info / Article 915. html

  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина и др.; Под ред. Е.С. Полат. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 272 с.; С. 3

В условиях развитого информационного общества, когда наблюдается постоянный рост использования информационных технологий в различных сферах жизнедеятельности человека, актуальным становится использование «виртуальности» (виртуальных сред и пространств) как в научных отраслях человеческой деятельности, так и в образовании. В настоящее время все более актуальным становится развитие существующих образовательных систем разного уровня в условиях информационно насыщенной образовательной среды в рамках традиционной формы обучения. Информатизация обучения привносит в этот процесс значительные изменения. Она влияет не только на содержание изучаемых предметов и инструменты учебного процесса, но также значительно влияет на распространение и углубление содержания понятия «информационно- коммуникационные технологии профессиональной деятельности педагога». Появление у педагогов новых инструментов работы с информацией меняет представления о новых педагогических практиках, стимулирует развитие новых форм и методов образовательного процесса. Среди них: интернет- обучение, автоматизированный контроль, средства индивидуализации учебной работы и тому подобное.

Рассмотрим понятие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Термин «информационная технология» как технология сбора, обработки, хранения и распространения информации с помощью компьютерных и телекоммуникационных средств впервые был применен в 1958 году в статье Х. Ливитта и Т. Уислера «Менеджмент в 80-х», которая была опубликована в журнале Harvard Business Review .

Международные организации ISO и IEC, создавая объединенный технический комитет по стандартизации информационных технологий JTC1 (Joint Technical Committee), в уставных документах комитета JTC1 дали такое определение понятию информационная технология: «методы, средства и системы, связанные со сбором, производством, обработкой, передачей, распространением, хранением, эксплуатацией, представлением, использованием, защитой различных видов информации» .

Впоследствии, рядом со словом «информационные» технологии появилось слово «коммуникационные». Уточнение этого термина понадобилось для того, чтобы подчеркнуть важность распространения в обществе глобальных и локальных компьютерных сетей, предоставляющих новые возможности для поиска, передачи, обмена информации, которые вместе с мощными устройствами хранения информации способствуют созданию в обществе глобального информационного распределенного ресурса, доступного любому человеку.

С появлением современных персональных компьютеров появился термин «новые ИКТ», под которым понимают внедрение новых подходов к учебно-воспитательному процессу, ориентированному на развитие интеллектуально-творческих способностей человека с целью повышения их эффективности, благодаря применению современных технических средств. Современные информационные технологии характеризуются наличием всемирной сети Интернет, такими ее сервисами, как электронная почта, телекоммуникации, что создает широкие возможности. Живая коммуникация неотделима от информационных технологий, поэтому на современном этапе развитие технических и программных средств называют информационно- коммуникационными технологиями .

Понятие «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ) не является однозначным. Вообще ИКТ можно определить, как совокупность различных технологических инструментов и ресурсов, которые используются для обеспечения процесса коммуникации и создания, распространения, хранения и управления информацией. Под этими технологиями подразумевают компьютеры, сеть Интернет, радио- и телепередачи, а также телефонную связь.

ИКТ можно рассматривать с точки зрения ее создания или ее использования.

С точки зрения создания ИКТ - это самостоятельная научно- прикладная дисциплина, которая является сплавом научных знаний, технических решений, моделей производственных процессов, социально- экономического и гуманитарных аспектов, направленных на разработку новых методов и технологий обработки данных и знаний .

С точки зрения пользователя ИКТ можно рассматривать как технологию проектирования и создания информационного продукта. Под информационным продуктом понимается искусственный информационный объект определенного назначения, созданный с помощью компьютера и компьютерных коммуникаций по определенным требованиям (стандартам) и определенными правилам (технологиям). Информационные продукты по их использованию можно условно разделить на:

Информационные продукты, которыми пользуются без участия компьютера (тексты, расчеты, изображение);

Информационные продукты для использования которых требуется компьютер (компьютерные модели, анимации, видеоролики, веб-альбомы, веб журналы, сайты, веб-энциклопедии и т.п.);

Профессиональные компьютерные продукты (системное и прикладное программное обеспечение) .

Средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ) делят на программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей. К средствам ИКТ относятся:

3. комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов;

4. информационные сети;

5. устройства ввода-вывода информации;

6. средства и устройства манипулирования текстовой, графической, аудиовизуальной информацией;

7. средства архивного хранения больших объемов информации;

8. устройства для преобразования данных из текстовой, графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно;

9. системы искусственного интеллекта;

10. системы машинной графики;

11. программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.);

12. современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как, на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и на глобальном (в рамках Всемирной информационной сети Интернет);

13. электронные средства образовательного назначения, реализованные на базе технологий мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, телекоммуникации .

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ:

1. текстовые процессоры,

2. электронные таблицы,

3. программы подготовки презентаций,

4. системы управления базами данных,

5. органайзеры,

6. графические пакеты и т.п. .

Также средства ИКТ классифицируют по области методического назначения (рис.1.1).

Рис.1.1.

С.Г. Григорьев понимает под ИКТ - конкретный способ работы с информацией: это и совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.

По мнению большинства исследователей, необходимо гармонично сочетать и дополнять традиционные и информационно-коммуникационные средства обучения.

ИКТ обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Компьютерные технологии основаны на формализации знаний, привлечении к процессу обучения диалога средств искусственного интеллекта и применении специальных пакетов прикладных программ, в том числе, ориентированных на преподавателя, который не является программистом .

И.Г. Захарова под информационно-коммуникативными технологиями понимает совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

В.А. Трайнев в состав ИКТ относит совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, которая обеспечивает сбор, обработку, хранение и отображение информации с целью снижения трудоемкости ее использования, а также для повышения ее надежности и оперативности.

По мнению Т.Н. Медуницы ИКТ - это технологии, которые используют технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео-).

А.Ю. Уваров считает, что ИКТ - это процесс подготовки и передачи информации с помощью компьютера. Ученый различает ИКТ по:

Уровням использования - общепедагогические;

Концепции усвоения - ассоциативно-рефлекторные;

По организационным формам - индивидуальные и групповые;

По подходу - личностно-ориентированные;

по методам использования - информационные и операционные, диалогические.

ИКТ обучения С.Ю. Соболева называет интерактивными, поскольку они реагируют на действия, как учителя, так и ученика. Основным средством ИКТ, как отмечает исследователь, является персональный компьютер, возможности которого определяются его техническими характеристиками и установленным программным обеспечением. Компьютер это источник информации и наглядное пособие, индивидуальное информационное пространство и тренажер; средство диагностики, контроля и моделирования.

И.И. Довгопол и Т. А. Ивкова выделяет несколько важнейших видов ИКТ мультимедиа, являющихся основой ИКТ. В широком смысле - это совокупность различных программных и технических средств, используемых в целях эффективного воздействия на пользователя, который одновременно становится читателем, слушателем и зрителем: интернет с его постоянно растущими возможностями; телевидение - обеспечивает досуг, ориентацию в общественных процессах, имеет большие возможности для расширения кругозора человека; видеозаписи, которые распространяются преимущественно на цифровых носителях и в совокупности с соответствующими средствами ИКТ могут обеспечить как досуг, так и дистанционное обучение учащихся. Автор также отмечает, что среди всех ИКТ именно мультимедиа является важнейшей технологией для системы образования. Учебная эффективность мультимедиа объясняется возможностью комбинированного представления информации в различных формах: текст, звук, видео, двух- и трехмерная графика, другие. Мультимедиа обеспечивают возможность интенсификации обучения и повышения мотивации обучения за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации.

Эффективное использование ИКТ возможно при соблюдении следующих условий:

Материальная база (компьютеры, программы, принтер, сканер и т.д.);

Высокий уровень информационной культуры учителя (уровень среднего пользователя);

Информационная культура учащихся (от этого зависит достижение успеха работы учителя);

Необходимый педагогический опыт (учитель должен владеть всем арсеналом традиционных и современных методик) .

И.Г. Захарова в своей работе называет такие компоненты ИКТ:

1. Теоретические основы.

2. Методы решения задач.

3. Средства решения задач:

Аппаратные;

Программные.

Методы ИКТ включают моделирование, системный анализ, системное проектирование, методы передачи, сбора, выработки, накопления, хранения, обработки, передачи и защиты информации. Средства ИКТ подразделяют на:

Аппаратные: персональный компьютер и его основные составляющие, локальные и глобальные сети, современное периферийное оборудование;

Программные: системные, прикладные, инструментальные.

Использование ИКТ в образовании, медицине, военном деле и многих других отраслях деятельности человека .

Информационно-коммуникационные технологии обучения должны давать ответы на вопрос: как организовать в компьютерной среде учебный процесс с учетом специфики конкретной учебной дисциплины, учебных и практических целей, средства ИКТ и как их использовать, каким содержанием их наполнить, как контролировать их качество .

А.А. Дзюбенко информационные коммуникационные технологии обучения определяет, как совокупность программных, технических, компьютерных и коммуникационных средств, а также способов и новаторских методов их применения для обеспечения высокой эффективности, и информатизации образовательного процесса. Степень использования информационно-коммуникационных технологий обучения определяется в каждом конкретном случае в зависимости от специфики содержания исследуемого предмета, индивидуальных особенностей учащихся, степени подготовленности преподавателей в этой области и уровня обеспеченности учебного процесса современными средствами обучения. ИКТ является одним из средств обучения, способствует реализации педагогической идеи. Любое средство обучения имеет конкретные дидактические возможности, которые в соответствии с учебно- воспитательными задачами определяют его дидактические функции.

ИКТ в работе И.И. Довгопол охарактеризованы как новое измерение в пространстве обучения. Это необходимый помощник учителя, инструмент для достижения им педагогических целей, но не панацея от всего традиционного. Компьютер ни в коем случае не может заменить живого общения с учителем, влияния личности учителя. Компьютер - это орудие, которое улучшает работу учителя, но сначала учителю нужно приложить немало усилий для освоения орудием, необходимо творчески проводить подбор материала к урокам, пересмотреть методику преподавания с точки зрения применения ИКТ на уроке.

Итак, мы считаем, что ИКТ в обучении - это, прежде всего, педагогическая технология, направленная на повышение результативности обучения при использовании информационного продукта педагогического назначения в учебно-воспитательном процессе.

Таким образом, определив понятие информационно-коммуникацион- ных технологий и их компоненты, можно утверждать, что использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе позволяет изучать на качественно новом уровне все дисциплины. Но следует подчеркнуть, что встраивание ИКТ в учебный процесс должно базироваться на их педагогически обоснованном сочетании с традиционными методическими системами обучения и при обязательном обосновании педагогической целесообразности такого использования, то есть образование на современном этапе должно удовлетворять новые потребности и одновременно сохранять свои сильные традиционные стороны.

В концепции модернизации современного отечественного образования акцентировано отдельное внимание на использовании ИКТ. Информационная компетентность выделена в качестве одного из основных компонентов качества образовательного процесса.

Цель

Она состоит в формировании навыков в сфере коммуникационных и информационных технологий. Возможность ее формирования связана с систематической деятельностью школьников в информационном компьютерном пространстве.

Применение ИКТ в учебной деятельности считается актуальной проблемой профессионального отечественного образования. Подобные технологии позволяют педагогу находить новые возможности для преподавания своей учебной дисциплины.


Значимость технологии

Развитие ИКТ открывает большие горизонты для школьников. Они могут размышлять, включаться в образовательный процесс, позитивно отражаться на формировании познавательного интереса к предмету. Включение подобных технологий в образование позволяет повышать эффективность проведения учебного занятия, освобождать педагога от рутинной деятельности.

Информатика и ИКТ увеличивают привлекательность подачи сложного материала. Учитель осуществляет дифференциацию заданий, пользуется разнообразными формами обратной связи.


Актуальность

В настоящее время ИКТ - это требование времени. Сложно представить себе качественный современный урок без компьютерных презентаций. Преподаватель получает шанс вносить позитивные изменения в запланированную схему занятия.

ИКТ - это способ повышения мотивации образовательного процесса, возможность развития творческой личности и школьников, и педагога. Эта педагогическая технология способствует реализации главных человеческих потребностей: образования, общения, самореализации. В наши дни ИКТ – это необходимость, которая диктуется современным уровнем развития общества.


Функции

Благодаря информационным технологиям на уроках можно:

  • повышать содержательность учебной деятельности школьников;
  • увеличивать привлекательность образовательного процесса для современных учеников;
  • использовать зрительные образы для придания урокам максимальной эффективности;
  • стимулировать желание учиться;
  • внести в учебное занятие динамичность, наглядность

ИКТ - это отличный вариант эффективного преподавания. Он является наглядной демонстрацией и синхронным объяснением рассматриваемого учебного материала.

Если использовать в качестве сопровождения интегрированных и классических уроков мультимедийные презентации, программные обучающие продукты, можно существенно углубить и обобщить знания и навыки ребят.

Применение в слайдах анимации помогает учителю давать детальное представление о материале, услышанном на уроке. Ребята погружаются с огромным желанием в предмет. Разнообразие форм способствует повышению познавательной активности мотивации, усиливаются интерес и любопытство. Работа с ИКТ помогает учителям вместе со своими подопечными наслаждаться увлекательным процессом познания, «выходить» за рамки учебного кабинета, погружаться в красочный мир живой природы.


Достоинства методики

Даже ребята со слабой мотивацией с огромным желанием работают с компьютером. Безусловно, он не способен заменить живое общение с учителями и сверстниками, но обязательно повысит интерес к изучению определенной учебной дисциплины.

ИКТ-классы оснащаются современной техникой, что существенно облегчает процесс запоминания и осознания информации. Среди многочисленных достоинств данного метода можно выделить повышение качества ЗУН благодаря новизне деятельности, интереса к компьютеру.

Преподаватель получает возможность обеспечивать наглядность, привлекать существенное количество дидактического материала, повышать объем работы, которая выполняется за учебное занятие два раза.

Польский педагог Ян Каменский в качестве «золотого правила дидактики» называл именно наглядность. С помощью мультимедийных систем материал подается педагогом в наглядной и понятной форме, благодаря чему стимулируется познавательный интерес к процессу обучения, устраняются пробелы в знаниях.

ГДЗ по ИКТ содержат решения различных заданий, ими пользуются при подготовке к уроку не только ребята, но и педагоги.

Направления компьютерных технологий

В настоящее время выделяют несколько направлений применения ИКТ в рамках учебного занятия:

  • в виде наглядного иллюстративного материала (визуальная информация);
  • для контроля ЗУН учащихся;
  • в качестве тренажера.

Преподаватели, готовясь к уроку с применением информационных технологий, не забывают составлять план учебного занятия, указывать цели и задачи. При подборе учебного материала учителя пользуются основными дидактическими принципами: последовательностью, систематичностью, научностью, дифференцированным подходом, доступностью.

Преподаватели используют электронные ресурсы учебной направленности: презентации, логические игры, тестовые материалы.


Распределение по этапам

ИКТ можно использовать на всех этапах современного урока:

  • в процессе объяснения нового материала;
  • при закреплении полученных ЗУН;
  • для проведения физминуток;
  • во время контроля и повторения.

Использование информационных ресурсов дает учителям возможность демонстрировать школьникам уникальные материалы при организации уроков окружающего мира, географии, биологии. Вместе со своими воспитанниками педагоги получают шанс на проведение увлекательных путешествий по музеям и художественным галереям. Не покидая пределы своего классного кабинета, школьники знакомятся с творчеством и биографией отечественных и зарубежных писателей.

Заключение

Сочетание классического урока химии с компьютером позволяет учителю перекладывать часть своей работы на ПК, внося разнообразие в учебный процесс. Более быстрым и эффективным становится процесс записи основных тезисов урока. Педагог выводит их на экран компьютера, что существенно упрощает процесс восприятия материала школьниками.

Применение инновационных технических средств обучения открывает большие возможности для создания новых методов и форм воспитания подрастающего поколения.

Помимо учебных занятий, необходимо выделить и актуальность применения информационно-компьютерных технологий во внеурочной образовательной деятельности. После модернизации российского образования, особое внимание на всех ступенях обучения стали отводить проектной и исследовательской деятельности. Сложно представить себе качественный проект без применения компьютера.

Ребята, получая от преподавателя определенную задачу, с помощью ИКТ осуществляют поиск научной и методической литературы по рассматриваемому вопросу. При оформлении проведенных наблюдений и экспериментов, им также необходимо компьютерное оборудование.

В настоящее время наблюдается внедрение инноваций и ИКТ во все сферы производства, не является исключением и сфера образования. Для того чтобы выпускники школ, лицеев, колледжей могли адаптироваться в современном мире, они должны освоить несколько специальных компетентностей. Одной из них является компьютерная грамотность, позволяющая ребятам искать и обрабатывать информацию.

Похожие статьи