Как узнать что разряжает аккумулятор. Причины разрядки, способы проверки и зарядки аккумулятора

Вопрос от читателя.

«Доброго дня Сергей. У вас замечательный блог, большое спасибо, что вы есть. Надеюсь вы не обойдете мой вопрос стороной и поможете мне. У меня ВАЗ 2115, покупал б/у сейчас той осенью. Предыдущей зимой у меня постоянно были проблемы с аккумулятором, автомобиль не заводился, аккумулятор был старый, а поэтому плохо крутил. Этим летом я купил , летом проблем не было, но с наступлением первых холодов — также стал плохо крутить. Я его заряжал, но он очень быстро разряжается и опять плохо крутит! Помогите советом, почему так происходит? Почему новый аккумулятор быстро разряжается?»

У наших автомобилей ВАЗ это частое явление и не всегда по вине производителя. Читайте далее, будет разбираться…


Так как у нас аккумулятор новый то можно откинуть сомнения в его работоспособности, то есть предполагаем — что он рабочий «без брака» и работает хорошо. Тогда причины кроются в самом автомобиле.

Нужно проверять электрические системы автомобиля. Какая-то система высасывает энергию из вашей батареи, либо он не подзаряжается. Самому у вас навряд ли получится это сделать поэтому, едем к профессиональным авто электрикам и тестируем бортовую электрическую систему вашего автомобиля. Причем экономить тут нельзя, заплатите немного дороже однако обратитесь в хороший автосервис где вам дадут гарантии на работы, как правило гаражный сервис типа «дядя Ваня», некачественно проверяет бортовые системы, опять же гарантий у них нет, будете возвращаться и возвращаться в такой сервис. Однако из каждого правила есть исключения, бывают и в гаражах авто электрики «от бога».

Назову основные причины быстрого разряда.

Первое – и самое частое, это не правильно подключенная магнитола. Наши автомобили идут без штатных аудио систем, а поэтому подключают магнитолы сами и часто не правильно. Кидают питание напрямую к аккумулятору. Все дело в том, что даже выключенная магнитола немного потребляет электричества, во время работы двигателя этот ток разряда очень незаметен, однако если ваша машина простояла день или несколько дней, то неправильно подключенная магнитола, может запросто разрядить ваш аккумулятор. Попробуйте отключить магнитолу на несколько дней, полностью от проводов питания, зарядите аккумулятор и понаблюдайте. Если заряд не будет уходить, то значит все дело в магнитоле.

Второе – это сигнализация. Причина практически такая же как с магнитолой, если вы ставили в серьезной фирме, то там все делают правильно да еще и гарантию именно на работы дают, а вот если вы ставили в гаражах, то мало того что подключить могут не правильно, так еще и спалить сигнализацию могут. Так было у моего друга.

Третье – нестандартное электрооборудование. Например — видеорегистраторы, антирадары и т.д. Зачастую их также подключают напрямую, и они медленно, но верно сажают вашу батарею.

Четвертое – еще одна причина, по которой может разряжаться, так это не исправный генератор. У генератора, особенно на наших ВАЗ стираются «щетки» и аккумулятор не дополучает заряда. Таким образом, разряд батареи есть, а заряд небольшой, из-за этого аккумулятор также может разряжаться.

Пятая и пожалуй самая последняя причина это стартер. Машина может плохо заводиться из-за неисправного стартера. То есть аккумулятор сильный, если поставить на другой автомобиль он запросто заводит двигатель, а на вашей машине крутит еле – еле. Все может быть из-за неисправности стартера. В строении стартера есть втулки из мягкого металла, которые со временем стачиваются, из-за выработки таких втулок стартер может крутиться хуже и брать на себя больше энергии, поэтому аккумулятора может не хватать.

Как видите все операции по проверки вашей бортовой системы очень сложные, и их лучше доверить профессионалам. Сами вы можете отключить только магнитолу, но по статистики 40 % разрядов аккумулятора происходит именно из-за неправильно подключенной магнитолы.

Многим автомобилистам знакома ситуация, когда в холодную зиму ваш железный друг неожиданно отказывается заводится. Подзамершее сердце машины — АККУМУЛЯТОР — дает три-четыре слабых толчка и перестает подавать признаки жизни.

Тут то и приходит к нам понимание того, что АВТОМОБИЛЬ * приводит в движение не только мотор. Каким бы мощным не был ДВИГАТЕЛЬ — без нормального аккумулятора о комфортной езде можно забыть.

Какие бывают аккумуляторы, что за процессы происходят при его зарядке и разрядке, как правильно восстановить старый АКБ и использовать новый? Обо всем этом мы и поговорим в данной статье.

Наиболее существенными являются три следующие показателя аккумуляторной батареи автомобиля.

ЕМКОСТЬ , выраженная в ампер-часах (Ah). Она характеризует способность аккумулятора давать определенный ток в течение определенного времени. Например, емкость 40 ампер-час означает, что аккумулятор может давать ток в 1 ампер в течение 40 часов (или в 2 ампера в течение 20 часов и т.д.).

ПУСКОВАЯ МОЩНОСТЬ . А именно — величина максимальной выходной мощности, которую аккумулятор может выдавать в течение 30 секунд,при температуре минус 18 градусов С. Этот показатель характеризует
способность аккумулятора запускать холодный двигатель.
РЕЗЕРВНАЯ МОЩНОСТЬ. Этот параметр, особенно почитаемый в Америке, показывает интервал времени (в минутах), в течение которого аккумулятор способен давать ток 25А (т.е. в течение какого времени он сможет подменять собой вышедший из строя ГЕНЕРАТОР *).

Что у аккумулятора внутри.

Стандартный автомобильный аккумулятор состоит из шести 2-вольтовых элементов, что дает на выходе 12 вольт. Каждый элемент состоит из свинцовых решетчатых пластин, покрытых активным веществом и погруженных в кислотный электролит.

Отрицательные пластины покрыты мелкопористым свинцом, а положительные двуокисью свинца. Когда к аккумулятору подключают нагрузку, активное вещество вступает в химическую реакцию с сернокислотным электролитом, вырабатывая электрический ток. На пластинах при этом осаждается сульфат свинца, и электролит, соответственно, истощается. При зарядке эта реакция проходит в обратном направлении, и способность аккумулятора давать ток восстанавливается.

Аккумулятор в автомобиле выполняет три основные функции:

  • он запускает двигатель,
  • питает некоторые электрические устройства, например, сигнализацию и телефон, когда двигатель не работает.
  • помогает генератору, когда тот не справляется с нагрузкой.

Аккумулятор обычно соседствует с двигателем. А как раз высокой температуры этот агрегат не переносит. На сегодняшний день это, пожалуй, самая большая проблема для производителей аккумуляторов. Ведь верхний предел рабочей температуры этих устройств — 100 градусов С, дальше электролит просто закипает. Но даже если температура и не достигает рокового предела, а только к нему приближается, срок службы батарей все равно снижается в три-четыре раза.

Холостой режим.

Простаивание автомобиля зимой в «пробках» — настоящая проблема для аккумулятора. Работающие одновременно вентилятор, фары, обогреватель заднего окна и стеклоочистители способны забрать больше тока, чем производит генератор. За 45 минут такой работы средний аккумулятор может истощиться настолько, что повторный запуск выключенного двигателя окажется уже невозможным. Для восстановления потребуется не меньше 30 минут нормальной езды, прежде чем можно будет снова остановиться.

Фирмы Audi, BMW, Jaguar и Rolls-Royse убрали аккумулятор
из двигательного отсека, а недостатки наличия дополнительного провода уравновесились повышенной надежностью батареи. В моделях класса «супермини» аккумуляторы всегда находились в багажнике.

Есть и другие решения. Например, в новой модели Peugeot 406 устанавливается аккумулятор с двойным
корпусом. Между стенками прогоняется воздух, что предохраняет батарею от перегрева.

Отчего выходят из строя аккумуляторы?

Вообще-то, в самом аккумуляторе ломаться особенно нечему. Во всяком случае, причина большинства неисправностей связана не с собственными его дефектами, а с наличием дополнительного оборудования, например, оставленных включенными габаритов, сигнализации и телефона, тока утечки,что не редкость на не новом автомобиле. Эти устройства особенно любят преподносить «сюрпризы» во время длительных стоянок автомобиля, например, в аэропортах.

Производители автомобилей в целях экономии ставят самый «слабый» аккумулятор, какой только можно, поэтому любая дополнительная электрическая нагрузка может привести к неисправности.

Сам аккумулятор в процессе службы, конечно, изнашивается и, в конце концов, выходит из строя. Это происходит вследствие коррозии пластин, обеднения их активного покрытия и истощения электролита. Тому способствует повышенная температура, так что чаще всего повреждения происходят летом, а с первым морозцем начинается «веселая жизнь». Обычно срок службы батареи составляет около четырех лет, но в большой степени зависит от режима эксплуатации.

Однако, если ваш аккумулятор вдруг начал барахлить, не спешите его выбрасывать. Наш опыт показывает, что огромное количество автомобильных аккумуляторов, считавшихся
неисправными, были просто-напросто разряжены. Попробуйте зарядить разряженный аккумулятор, причем как можно скорее. Чем
дольше аккумулятор остается незаряженным, тем сильнее сульфатация пластин, и тем проблематичнее будет его
восстановление.

Аккумулятор требует заботы.

Многие владельцы автомобилей бывают искренне удивлены, когда узнают, что аккумулятор тоже требует «техобслуживания». Это прискорбно, потому что капелька заботы и внимания могут сберечь кучу времени и денег.

Уход за аккумулятором чрезвычайно прост и практически сводится лишь к регулярным проверкам уровня электролита. Низкий уровень может свидетельствовать об излишней зарядке, что обычно вызвано неисправностью генератора. Если же электролита недостает только в одном из элементов, то выход из строя всего аккумулятора уже не за горами. В теплую погоду он еще кое-как поработает, но первые же холода его прикончат.

Несколько лет назад в большом ходу были «аккумуляторы, не требующие ухода», что конструктивно сводилось к глухой герметизации верхней крышки. Со временем мода эта прошла, поскольку, в случае, если, по каким-то причинам, потеря электролита все же происходила, долить его уже было нельзя.

Доливая аккумулятор, помните об одной особенности. Во время зарядки уровень электролита несколькоповышается, поэтому доливать следует с учетом этого эффекта. А что может сотворить кислота, попавшая накорпус батареи или на детали кузова, мы все прекрасно знаем.

Меры безопасности при запуске от внешнего источника.

  • Никогда не курите во время запуска двигателя от внешнего источника.
  • Заправьте свободные части одежды и снимите с себя металлические украшения и предметы.
  • Убедитесь, что автомобили не соприкасаются друг с другом.
  • Не прикасайтесь сами к кузову автомобиля.
  • Выключите все перед тем, как отсоединять кабель.

Вопросы безопасности.

Помните, что опасность возгорания кослорода и водорода, выделяющихся во время зарядки (а также после ее завершения), вполне реальна.

Хотя большинство серьезных производителей оборудуют крышки аккумуляторов ограничителями пламени, призванными предотвратить его попадание внутрь аккумулятора, подобная вероятность по-прежнему сохраняется — как говорится, береженого Бог бережет.

Помните также, что искра возникает не только при отсоединении клеммы. Статического электричества от синтетической одежды может оказаться достаточно, чтобы вызвать взрыв.

Взрыв аккумулятора можно сравнить по мощности с выстрелом из ружья калибра 12 мм. Результат представляет собой жуткое зрелище, и происходит это чаще, чем вы можете себе представить. Например, в осторожной Америке в год бывает более десяти тысяч подобных случаев.

При том, что взрыв, вероятно, не будет смертельным, он может серьезно травмировать вас, особенно лицо, так как осколки пластика разлетаются во все стороны. Поэтому всегда следует быть в защитных очках.

Следующий момент, на который следует обратить внимание, — вибрация. После высокой температуры и электрической перегрузки, это — основная причина износа батарей. Механизм данного воздействия прост: любая «болтанка» постепенно стряхивает активное вещество с пластин. Поэтому проследите, чтобы аккумулятор был прочно закреплен.

И, наконец, проверьте клеммы. Они должны быть чистыми и хорошо затянутыми во избежание искрения. Некоторые смазывают клеммы густой смазкой, другие считают, что это только способствует накоплению грязи, так что выбор за вами.

Реанимация для аккумулятора.

Аккумулятор, безнадежно «севший» однажды морозным утром в понедельник, — вот нередкая причина крушения стольких блестящих служебных карьер

Что же делать?

Можно попытаться завести машину несколькими способами: «прикурить» от аккумулятора другого автомобиля (что может оказаться проблематичным при современном уровне «накрученности» электроники); толкнуть машину или потянуть на буксире (но не при наличии каталитического нейтрализатора); пойти и купить новую батарею.

Последний способ особенно плох, ибо в подавляющем большинстве случаев «севший» аккумулятор можно восстановить. При правильной перезарядке он в большинстве случаев восстанавливается до исходного состояния и продолжает и дальше жить и бороться.

Спешить не стоит.

Прошли времена, когда аккумулятор просто подключали к зарядному устройству и оставляли на ночь. Зарядку аккумулятора нужно производить с определенной «скоростью», иначе вас ждут разные неприятности.

В идеале зарядный ток для обычной свинцово-кислотной батареи должен составлять 10% от ее ампер-часовой
характеристики. Например, полностью разрядившийся аккумулятор емкостью 50 ампер-часов следует заряжать
при силе тока 5 ампер в течение десяти часов. Зарядка должна проходить со снятыми крышками.

И хочется быстрее, да нельзя. Это может привести к перегреву, а то и к закипанию электролита. Могут покоробиться и пластины, тогда аккумулятору — конец. Если же ваш аккумулятор герметичный, «не требующий ухода» (см. выше), то его приходится заряжать еще медленнее — не более 2,5% от ампер-часовой характеристики.

Так, в том же примере полностью разрядившийся герметичный аккумулятор на 50 ампер-часов требует тока зарядки 1,25 ампер в течение 40 часов. Для частично разрядившихся аккумуляторов это время будет, конечно же, меньше.

Большинство зарядных устройств снабжено регулятором зарядного тока. Особенно удобно, если есть режим «снижающейся зарядки». В этом случае по мере зарядки аккумулятора зарядный ток автоматически уменьшается, что позволяет предотвратить возможный перезаряд.

Общее правило здесь — чем медленнее заряжаешь, тем лучше. Однако, не держите аккумулятор под зарядкой слишком долго. Относительно определения момента, когда следует процесс закончить, мнения расходятся. Некоторые вычисляют необходимое для зарядки время и по его прошествии выключают устройство, другие ждут, пока все элементы не начнут пузыриться, и выключают только тогда.

Некоторые более мощные зарядные устройства оборудованы функцией быстрой зарядки. Ее следует использовать
только при чрезвычайных обстоятельствах, когда машину нужно завести как можно скорее. В этом режиме
повышенный ток зарядки подается в течение определенного промежутка времени, после чего устройство само отключается. Жизнь аккумулятора это все равно сокращает.

Когда нет времени ждать

При севшем аккумуляторе самым быстрым решением является запуск двигателя от внешнего источника. Но для этого, помимо внешнего источника, нужен еще и кабель. Выпускаются самые разные типы стартовых кабелей, но автомобилисты считают их, как и аккумуляторы, излишней роскошью и покупают первый попавшийся на глаза комплект, не задумываясь о качестве.

И это опять прискорбно, потому что качество зачастую бывает просто чудовищным — ведь в продажу поступает множество «левых», кустарно сделанных кабелей. Иногда, при первом же использовании, изоляция (а то и сама жила) кабеля плавится (вспомним, что по нему течет большой ток). Если такой кабель и уцелел, то все равно он будет греться, отчего теряется энергия и возникает опасность пожара.

Порядок соединения.

1. Соедините красный кабель с клеммой (+) на заряженном аккумуляторе.
2. Соедините другой конец красного кабеля с клеммой (+) на севшем аккумуляторе.
3. Соедините черный кабель с клеммой (-) на заряженном аккумуляторе.
4. Соедините другой конец черного кабеля с чистой точкой заземления на блоке двигателя или на ШАССИ, главное — подальше от аккумулятора, карбюратора, топливных шлангов и т.п. В момент подсоединения будьте готовы к небольшой искре.
5. Следите, чтобы оба кабеля не касались движущихся деталей.
6. Запустите автомобиль с заряженным аккумулятором и дайте ему поработать не менее одной минуты.
7. Попробуйте запустить автомобиль с севшим аккумулятором. Если двигатель не заведется, то подождите несколько минут и повторите попытку. Если же заведется, то дайте ему поработать несколько минут в таком положении.
8. Выключите автомобиль с заряженным аккумулятором.
9. При отсоединении кабеля следуйте описанной выше процедуре в обратной последовательности.

Увеличение срока службы аккумулятора

Вспомним как выполняются простейшие правила, следование которым обеспечит долгую жизнь АКБ.

Типы и сроки службы

Имеющиеся в продаже аккумуляторные батареи, как правило, относятся к категориям малообслуживаемых или необслуживаемых. Первые благодаря более совершенной конструкции крайне редко нуждаются в доливке дистиллированной воды - обычно уровень понижается не ранее, чем через год-полтора после начала эксплуатации.

Как малообслуживаемые, так и необслуживаемые батареи при благоприятных условиях эксплуатации служат достаточно долго - 4—5, а иногда и 7—9 лет. Тем не менее, немногие счастливчики используют заложенный потенциал полностью: у большинства срок службы батареи исчисляется четырьмя годами, некоторые меняют «хранительницу энергии» уже после третьего сезона, а отдельные автовладельцы умудряются покупать новый аккумулятор чуть ли не каждый год!

Что же влияет на срок службы аккумуляторной батареи настолько существенно, что у некоторых она работает всего 20—30% от заявленного срока?

Не все батареи одинаковы

Красиво оформленные ящички с парой клемм похожи друг на друга лишь внешне. Как правило, только качественные батареи при испытаниях выдают схожие результаты и при прочих равных условиях служат примерно одинаково. Правда, с одной оговоркой - при нормальной эксплуатации и только в случае, если приобретена «свежая» батарея - сухозаряженная, выпущенная не больше трех лет назад; или залитая, у которой период хранения с момента производства не превышает шесть месяцев. Сухозаряженные батареи обычно сохраняют свой заряд в течение первого года хранения, затем после заливки электролита требуется его подзарядка. Увы, длительный простой для новой батареи отнюдь не безвреден - отсутствие регулярных циклов заряда/разряда и возможность неизбежного саморазряда снижают заложенный изготовителем ресурс процентов на двадцать. А потому не удивляйтесь, если приобретенная по привлекательной цене просроченная импортная батарея именитого производителя прослужит не больше дешевой.

Аккуратность превыше всего

Еще каких-то пятнадцать лет назад в каждом пособии по автоделу непременно описывалось, каким образом измерить плотность электролита и даже самостоятельно отремонтировать АКБ, разобрав ее и собрав! Современные батареи не вынуждают прибегать к таким мерам - для поддержания их в полной «боеготовности» достаточно не допускать глубокого разряда, регулярно «освежая» ее зарядным устройством, помогать батарее в лютый холод «пускачом» и по мере надобности доливать дистиллированную воду.

Саму батарею нужно содержать в идеальной чистоте, регулярно протирая корпус и клеммы. Повышенная плотность электролита - источник ускоренного разрушения аккумуляторных пластин, а пониженная (при разрядке более чем на 25%) - виновник сульфатации пластин или замерзания электролита при минусовых температурах, снижающих срок службы батарей.

Хронический недозаряд

Вполне возможна ситуация, когда на протяжении многих дней батарея больше времени работает в режиме разряда, нежели заряжается. Дело в том, что сразу после пуска зимой обычно включается целый ряд дополнительных потребителей энергии - «печка», стеклоочистители, обогрев заднего стекла и часто ближний свет.

В особенности страдают АКБ отечественных машин, у которых необходимое количество электроэнергии для зарядки вырабатывается при оборотах двигателя не ниже 2500—3000 об/мин! А где их взять в городе, когда половину пути на работу приходится «ползти» в пробках почти на холостых оборотах? Вот и получается, что батарея эксплуатируется в режиме постоянного «недоедания», что приводит к естественной разрядке?

Когда размер имеет значение

Многие автомобилисты при покупке новой батареи отдают предпочтение изделию с большей емкостью, чем у штатного аккумулятора, мотивируя это тем, что она и крутит лучше, и разряжается медленнее.

К сожалению, такая батарея (по сравнению с «приписанной» штатной) обречена на «раннюю смерть», поскольку «большой» аккумулятор просто не будет полностью заряжаться! А постоянный недозаряд приводит к быстрому снижению емкости. Именно поэтому «монстр» емкостью 75 Ач прослужит меньше родной 55-й?

При желании батарею можно постоянно дозаряжать после поездок, но будем реалистами - подобный «ритуал» проделывают единицы. Большинство же попросту игнорирует подзарядку, оправдывая свою беспечность «объемистостью» батареи и тем, что она новая. И совершенно напрасно!

От винта!

Увы, многие автомобилисты эксплуатируют своих «железных коней» с нарушенными регулировками систем питания и зажигания, что приводит к затрудненному запуску двигателя. А ведь для АКБ наиболее губителен именно стартерный ток, достигающий сотен ампер! Если в течение дня нерадивый владелец по нескольку раз крутит СТАРТЕР, а каждый пуск длится секунд 15—20, то через один-два зимних сезона (в лучшем случае!) батарея начнет «скисать»?

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Даже при исправной заводской «электрике» возможны ситуации, когда батарея постепенно разряжается. Причина в том, что, помимо штатных потребителей электроэнергии, имеются всевозможные дополнительные: приводы замков, зеркал и стекол, дополнительные противотуманные фары и стоп-сигналы, компрессор для подкачки шин и, разумеется, мощная аудиосистема!

Даже скромный двухканальный усилитель мощности потребляет приличное количество энергии - уже после 15-минутной демонстрации возможностей аудиосистемы вольтметр высвечивает под нагрузкой жалкие 11,4 В вместо привычных 12,5 В!

Словом, любители мощных аудиоустановок, имейте в виду - иногда инсталляторы стыдливо умалчивают о том, откуда брать запас электроэнергии для «дракона» — усилителя, этот вопрос решается только одним путем - заменой генератора более мощным и установкой пары АКБ.

Оценка статьи

Некоторые владельцы автомобилей удивляются, когда узнают, что аккумулятор их четырехколесного друга нуждается в качественном обслуживании. А автомобильный аккумулятор, между прочим, выступает в роли одного из наиболее важных элементов всего электрооборудования машины, ведь вместе с генератором он является мощным источником тока. Поэтому когда аккумулятор разряжается, с этой проблемой нужно что-то делать. Как минимум – зарядить.

Итак, для начала следует разобраться, что представляет собой понятие автомобильного аккумулятора. Прежде всего следует отметить, что данное понятие имеет аббревиатуру для легкости восприятия – АкБ. Означает же оно один из видов электрического аккумулятора, который применяется на мото- и автотранспорте. Основная цель использования АкБ – осуществление пуска двигателя и обеспечение электроэнергией в случае неисправности работы генератора или двигателя. Но в ситуации с электротранспортом этот аккумулятор выступает уже в роли основного источника энергии, а не вспомогательного.

АкБ можно назвать скорее буфером, а не полностью независимым источником питания. Это буфер, который будто смягчает «общение» между электроникой и генератором. На самостоятельное обеспечение энергией всех автомобильных приборов АкБ не способен, но, тем не менее, ему свойственно разряжаться. Почему разряжается аккумулятор на автомобиле – на этот вопрос и призван дать ответ данный материал.

Автолюбителям частенько невдомек, почему аккумулятор быстро разряжается. Естественно, ничего вечного не бывает, и все понимают, что всему хорошему, в конце концов, приходится уходить с арены действия. АкБ может разрядиться в любой момент, причем, как правило, это случается весьма неожиданно, какой-то безумно холодной ночью. Что же делать в таком случае? Для начала автовладельцы должны быть осведомлены в перечне всех причин, касающиеся быстрой разрядки аккумулятора, который приведен далее.

Является одной из наиболее распространенных причин того, почему аккумулятор быстро разряжается. Никто не станет спорить, что длительное использование любого предмета, особенно которые касаются устройств и механизмов автомобиля, является базовой причиной прекращения его работы и служения. АкБ принято считать старым, если он прослужил около четырех, в идеальном случае – пять лет. По завершению этого срока автовладельцу уже можно начинать готовиться к тому, что его аккумулятор будет разряжаться очень быстро.

А старение аккумулятора зависит не только от времени его использования и продолжительности движения, но также от автомобиля, на который его установили, среды, погоды, температуры, цикла и темпа запусков. Так что по истечению выше приведенного срока рекомендуется произвести замену АкБ. Так что главное тут – не прогадать с выбором нового АкБ. Кстати, начало срока эксплуатации батареи происходит не с момента установления в автомобиль, а с того, когда в нее впервые был залит электролит. Поэтому еще одна моя рекомендация заключается в осуществлении внимательной проверки даты изготовления. А иначе водители все чаще будут сталкиваться с явлением того, что аккумулятор разрядился в ноль.

Неоригинальные акустические системы

Никто не поспорит, что наличие в автомобиле мощных сабвуферов, магнитол, усилителей, даже телевизора, – это круто. Но стоит взглянуть на это и с другой стороны. Все виды акустической системы, установленной в автомобиле, являются причиной того, что АкБ разряжается за удивительно короткие сроки. Водитель оставляет машину, которая напичкана всеми этими роскошными дополнениями, уверенный в полной исправности всей системы и утром удивляется, почему разряжается аккумулятор за ночь. Это связано с токопотреблением в период неиспользования средства передвижения.

В идеале такого вообще не должно происходить с тем автомобилем, которые не поддавался изменениям после завода. Если только в электросистеме не произошло короткого замыкания. Акустические системы, особенно если они не оригинальные, могут выполнять роль нежелательного потребителя электрического тока в авто, а в дальнейшем, из-за износа и влажности, способны вызвать в дополнительном электросегменте короткие замыкания. Такое обнаружить непросто, поэтому идеальное решение проблемы – совет и диагностика от специалиста. Если в скором времени не решить эту проблему, то аккумулятор, даже новый, будет разряжаться очень быстро.

Сигнализация

Еще одна яркая причина того, почему аккумулятор быстро разряжается. Сигнализация относится к той же категории автомобильных дополнений, провоцирующие активное потребление тока, что и акустические системы. Если машина защищена сигнализацией, а особенно если она спутниковая, то никаких удивлений не должен вызвать тот факт, что АкБ быстро разрядится.

Естественно, совсем отказываться от сигнализационной системы – это не выход, ведь это все-таки безопасность автомобиля. Но, устанавливая лучшую, максимально навороченную сигнализацию автовладелец должен быть готов к регулярной, быстрой разрядке аккумулятора. Тут следовало бы выработать определенную систему зарядки. Но это уже личное дело каждого автолюбителя.

Неисправность электроузлов

Очевидно, что каждая составляющая автомобиля, даже самая малюсенькая деталь присутствует в общей масштабной структуре не случайно. Каждый элемент призван выполнять определенную роль, от чего не в меньшей степени зависит исправность машины. То же касается электросистемы и всех ее составляющих, к которым и относится аккумулятор. Также в ее состав входят: высоковольтная катушка, стартер, электросвеча, распределитель искры, блоки, управляющие всем процессом.

Все эти механизмы тесно взаимосвязаны между собой, поэтому неисправность одного заметно влияет на другой, а это, в свою очередь, может вызвать тот же вопрос: почему аккумулятор быстро разряжается. По этой причине очень важно не упустить момент поломки какой-то составляющей электросистемы, иначе в дальнейшем возникнут и другие проблемы, более значимые. В их категорию и попадает то, что аккумулятор будет разряжаться гораздо быстрее, чем раньше.

Генератор

Это один из наиболее важных элементов электросистемы, поломка которого является не менее значимой причиной того, что АкБ может разрядиться за более короткие сроки, чем привык автовладелец. Поломка данного агрегата заключается в том, что из строя выходит реле регулятора напряжения.

Устранить проблему такого типа нетрудно – достаточно просто купить и установить новый генератор, но вот выявление этого – процесс намного более сложный. Самое нелепое, как кажется профессионалам в автомобильной сфере, заключается в том, что генератор может сломаться даже в том случае, если ему всего неделя, то есть даже новейшая машина от этого не застрахована.

Новый аккумулятор быстро разряжается также и в мороз, ведь автомобиль тогда особенно восприимчив, и снова-таки – заключаться это может в неисправности генератора. Поэтому без квалифицированной помощи тут не обойтись.

В заключение я дам вам совет: чтобы реже сталкиваться с проблемой разрядки АкБ, следует почаще проводить визуальный осмотр своей машины, а еще лучше – отравлять ее на диагностику, чтобы специалисты могли полностью, полноценно осмотреть автомобиль и выявить неполадки не только в работе аккумулятора, но и всей автомобильной системы.

И тогда авто наверняка снова вернется к своей нормальной деятельности, что особенно важно в мороз, когда все механизмы очень восприимчивы к действию внешних факторов.

Видео “Причины быстрой разрядки аккумулятора”

На записи описаны основные причины быстрой разрядки автомобильного аккумулятора.

9 октября 2016

Вы вышли утром из дома, сели в машину, и обнаружили, что ваш автомобиль не заводится. По статистике, чаще всего это случается зимой, особенно в морозный день. Ситуация, знакомая многим – разрядился аккумулятор. И редко кому удалось её избежать.

Основные факторы, влияющие на работу АКБ

В процессе работы аккумуляторы изнашиваются и выходят из строя. Что же может ускорить процесс, который приведёт к констатации печального факта: аккумулятор вашего автомобиля полностью разрядился?

  • повышенная температура – причина коррозии пластин, в результате чего обедняется их активное покрытие и истощается электролит;
  • электрические перегрузки – оставленные включёнными на время длительной стоянки сигнализация и телефон, простаивание в пробках в зимнее время при работающих одновременно фарах, вентиляторе, обогревателе заднего окна и стеклоочистителях забирают больше энергии, чем производит генератор. Много энергии потребляют также компрессоры для подкачки шин, стоп-сигналы, мощная аудиосистема.
  • вибрация – «болтанка» медленно, но уверенно стряхивает активное вещество из пластин аккумулятора, поэтому особенно важно хорошо и прочно его закрепить;
  • плохой уход. АКБ должна содержаться в идеальной чистоте – нужно следить за чистотой клемм и корпуса, регулярно их протирать и следить за уровнем электролита. При повышенной плотности электролита пластины будут быстро разрушаться, а при пониженной – происходит их сульфатизация, поэтому электролит станет замерзать при минусовых температурах.

Как завести автомобиль с разряженным аккумулятором?

Теория-теорией, но, тем не менее – стоим на месте. Аккумулятор автомобиля не подаёт признаков жизни и его нужно реанимировать. Способов решения этой задачи несколько, и только от ситуации зависит, с чего начать.

Можно, конечно, не очень долго думая, пойти и купить новую батарею. Но вряд ли вы так поступите - обязательно постараетесь сначала найти другой выход из положения. И правильно!

Зарядное устройство или запасной аккумулятор

У предусмотрительных и запасливых автомобилистов наверняка имеется компактное зарядное устройство или просто запасной аккумулятор - не выброшенный, а восстановленный старый после покупки нового. Тогда вопрос как завести автомобиль решается оперативно: или за 15-25 минут подзаряжаемся, или меняем аккумулятор.

А вы знали, что можно сделать ?

Но пользоваться таким способом подзарядки каждый день вредно для АКБ, и если батарея не держит заряд хотя бы 3 дня (а лучше – неделю), то нужно искать другую причину.

Если вы не относите себя к категории запасливых, то в случае если сел аккумулятор, воспользуетесь другими методами.

Завод с «толкача»

Самый простой из них, «тяни-толкай» безболезненно можно применять к автомобилям только с механической коробкой передач. А если вы владелец авто с АКПП, то сделать это можно попытаться разве только в безвыходной ситуации и всего лишь однажды. Ведь смазка АКПП происходит только во время работы двигателя, а если стартовать «насухо», то вполне могут случиться серьёзные поломки.

Запитка от АКБ другого авто

Напряжение у заряженного аккумулятора должно быть в пределах 12,6-12,9 В, у разряженного на 1 В меньше. Уровень электролита и его плотность измеряют ареометром. Нормальные значения этого показателя: 1,25-1,29 г/см3. При отсутствии на вашей батарее меток «минимум-максимум» нужно просто следить, чтобы пластины батареи были покрыты электролитом, и долить дистиллированной воды.

Итак, диагноз окончательный и батарея разряжена полностью. После того, как вы точно удостоверились в этом, то запуск автомобиля с разряженным аккумулятором естественно, возможен только после его зарядки.

Порядок зарядки аккумулятора

Нельзя просто подключить аккумулятор к зарядному устройству, и оставить его на всю ночь в гараже. При зарядке полностью разрядившейся АКБ существуют определённые правила и нюансы. Если их соблюдать, то аккумулятор вашего автомобиля прослужит ещё довольно серьёзный срок.

Перед зарядкой нужно открыть все крышки (горловины) и снять клеммы. По очереди подсоединить (+) зарядного устройства, затем (-). После этого включить устройство в сеть. Отключение, естественно – в обратном порядке.

Для стандартных свинцово-кислотных батарей зарядный ток составляет ориентировочно 10% их полной ёмкости. Например, если заряжаете АКБ с характеристикой 50 ампер-час, то при силе тока 5 ампер процесс должен длиться не менее 10 часов. Крышки при зарядке нужно снимать.

Если возникнет желание ускорить заряд, то это чревато перегревом, а то и закипанием электролита . При этом пластины покоробятся, и тогда батарея точно выйдет со строя навсегда.

Герметичные аккумуляторы нужно заряжать ещё дольше. Например, ток зарядки для необслуживаемого аккумулятора такой же ёмкости нужен силой только в 1,25 ампер (не более 2,5%) и зарядка будет длиться около 40 часов.

Зарядные устройства тоже бывают разными по устройству и мощности. Большинство из них имеет регулятор зарядного тока, а некоторые - режим «снижающейся зарядки». Это хорошо для предотвращения возможного перезаряда.

Некоторые же - наоборот, имеют функцию быстрой зарядки. Это свойственно мощным зарядным устройствам. Но лучше придерживаться правил оптимальной зарядки, чтобы аккумулятор не вышел из строя раньше срока.

В заключении

Все советы по поводу того, как завести автомобиль, когда аккумулятор разрядился, могут быть актуальны, если с вашей машиной это случилось только единожды. Если же батарея разряжается часто и это повторилось уже не раз, то нужно выяснить настоящую причину. Может быть, дело в генераторе, из-за неисправности которого на батарею не подаётся достаточный заряд, и она не успевает подзаряжаться во время пути.

А если всё это происходит ещё и летом, может, ваш аккумулятор действительно уже отслужил своё?

Наверное, каждый владелец авто хоть раз да сталкивался с ситуацией, когда его машина отказывалась заводиться по причине И что примечательно, случается это в самый неподходящий момент. Хорошо, если рядом окажется кто-то, кто не откажет и даст «прикурить» от своей машины или поможет толкнуть.

Чтобы не допустить подобных неприятностей, необходимо своевременно диагностировать и обслуживать Только так можно быть полностью уверенным в том, что в нужный момент она не подведет. Если вы вдруг заметите, что в вашем автомобиле аккумулятор быстро разряжается, поспешите определить причину этого явления и устранить ее, особенно собираясь в дальнюю поездку. В противном случае можно надолго застрять где-нибудь далеко от населенного пункта, ожидая помощи. В этой статье мы поговорим о том, почему разряжается аккумулятор автомобиля, как определить причину разрядки, а также рассмотрим пути решения подобной проблемы.

Особенности работы АКБ

АКБ в машине выполняет две основные функции: обеспечивает запуск двигателя и оберегает бортовую сеть от резких перепадов напряжения, которые могут возникнуть при ее питании от генератора. Кроме этого она поддерживает работу системы освещения и сигнализации, а также снабжает электричеством некоторые приборы при неработающем моторе. Из-за постоянных нагрузок батарея, естественно, садится. Это нормальное явление. Однако когда двигатель начинает работать, в процесс включается генератор, который переключает всю нагрузку на себя, обеспечивая бортовую цепь машины вырабатываемой электроэнергией. АКБ при этом не отключается, а, наоборот, начинает заряжаться от подаваемого электричества. Таким образом, батарея живет в постоянном цикле разрядки-зарядки.

В этом режиме современный аккумулятор может служить до пяти лет и дольше, естественно, если автовладелец будет поддерживать его жизнеспособность. Но к сожалению, случается и так, что даже новая батарея становится непригодной в течение нескольких месяцев, утрачивая способность держать заряд.

Причины, по которым АКБ теряет свои свойства

Рассмотрим самые распространенные причины, по которым аккумулятор разряжается. К ним можно отнести:


Разберем эти причины более детально и рассмотрим способы их устранения.

Срок службы вышел

Ничего вечного в этом мире нет. Эта истина распространяется и на аккумуляторы. Какой бы мощной ни была бы батарея, сколько бы денег ни стоила, как часто бы ни обслуживалась, со временем она перестанет справляться со своими функциями. И здесь уже ничего не поделаешь. Происходящие внутри АКБ химические процессы способствуют окислению и разрушению электродов, вследствие чего они, собственно, и разрушаются.

Некоторые «специалисты» берутся восстанавливать старые аккумуляторы, естественно, требуя за это определенную плату. Сам процесс "воскрешения" батареи представляет собой своеобразную шоковую терапию с использованием высокого напряжения. Действительно, после таких процедур АКБ может поработать еще какое-нибудь время: неделю или месяц, после чего «помрет» навсегда.

Так что если аккумулятор разряжается и не держит зарядки, но при этом он отслужил верой и правдой 4-5 лет, лучше отправить его на заслуженный отдых, заменив его новой батареей.

Несвоевременное обслуживание

Большинство современных АКБ являются необслуживаемыми. Благодаря герметичному корпусу испарение электролита в таких батареях сведено к нулю. Однако даже необслуживаемый аккумулятор разряжается, если вовремя не производить его подзарядку.

Что касается более привычных для нас обслуживаемых батарей, то без своевременного доливания электролита они вряд ли долго протянут. Рекомендуется хотя бы два раза в год проверять его уровень в банках, измерять плотность и, уже исходя из полученных результатов, доливать жидкость и заряжать.

Обслуживание АКБ не ограничивается этим. Необходимо также следить за ее состоянием. Окислившиеся клеммы, грязь и влага на поверхности - все это приводит к тому, что аккумулятор разряжается.

Неправильное подключение электрооборудования

Причиной разрядки может стать и неумелая работа автоэлектрика. В практике часто случается, что при горе-умельцы путают провода, что приводит к тому, что прибор полноценно функционирует, принося удовольствие водителю, однако в электрической цепи машины возникает лишняя нагрузка. В итоге магнитола работает, аккумулятор разряжается, а все другое электрооборудование подвергается опасности.

Это относится не только к магнитофонам. Сегодня, когда рынок переполнен разнообразными приспособлениями и гаджетами для автомобилей, отдельные автомобилисты, не задумываясь, устанавливают их в свои авто, причем чем больше, тем лучше. Мало кто понимает, что все эти видеорегистраторы, антирадары, камеры заднего вида, навигаторы, громкая связь, видеопроигрыватели, дневные ходовые огни, подсветки порогов, будучи подключенными к бортовой цепи машины, создают дополнительную нагрузку на генератор. Вы спросите, почему же тогда разряжается аккумулятор? Да потому, что, когда генератор перестает справляться, ему помогает АКБ.

Утечка тока

Если вы проверили и опровергли все предыдущие варианты, но при этом аккумулятор разряжается, причина может крыться в утечке тока. Это явление представляет собой неконтролируемое потребление электроэнергии аккумулятора приборами, которые мы обычно оставляем включенными, покидая автомобиль: электронный блок управления двигателем, противоугонная сигнализация, часы, магнитола и др.

Все они продолжают питаться даже при выключенном зажигании. Допустимая утечка, при которой АКБ не подвергается глубокому (критическому) разряду, составляет 50-80 мА. Но если этот показатель будет превышен, батарея может утратить свои свойства преждевременно. К примеру, при утечке 1-2 А среднеемкостной аккумулятор разряжается за ночь.

Неконтролированный расход энергии также может стать следствием нарушения изоляции проводки или воздействия влаги на электрические контакты. В этом случае будет иметь место из-за которого АКБ разрядится еще быстрее.

Как определить утечку

Чтобы установить величину утечки тока, вам потребуется обыкновенный автомобильный тестер или мультиметр, включенный в режиме амперметра и диапазоне 0-20 А. Замеры производят путем последовательного присоединения щупов прибора к клемме аккумулятора и соответствующего провода. Один щуп (полярность не играет роли) подключается к «-» АКБ, а второй - к отключенному от батареи проводу массы. Аналогичным образом можно перепроверить величину утечки, подсоединив контакты амперметра к положительной клемме и плюсовой шине. Внимание: ни в коем случае не подключайте подобным образом мультиметр или тестер, включенный в режиме вольтметра - он попросту сгорит!

Неисправность генератора

Еще одной причиной, почему аккумулятор быстро разряжается, может быть поломка генератора. При этом он либо перестает подавать электроэнергию на АКБ, либо же вырабатываемого ним электричества не хватает для полноценной зарядки. Определить подобную неисправность несложно. Достаточно обратить внимание на панель приборов. На всех без исключения автомобилях она оборудована соответствующими указателями. Красный горящий значок в виде аккумулятора свидетельствует о том, что АКБ не получает подзарядки, а шкала с соответствующим обозначением указывает напряжение, поступающее на батарею. В случае проблем с генератором рекомендуется немедленно обратиться к автоэлектрику, ведь причин здесь может быть сколько угодно, начиная от неправильно натянутого ремня и заканчивая сгоревшим реле регулирования напряжения.

Халатность владельца автомобиля

Нередко владелец машины или водитель, сам того не подозревая, становится виновником быстрой разрядки АКБ. Оставленная на ночь магнитола или приборы световой сигнализации способны посадить аккумулятор за несколько часов. К такому результату может привести и окисление клемм батареи, влага и грязь вокруг них или длительный простой машины на сильном морозе.

На самом деле причин для разряда аккумулятора гораздо больше, и предусмотреть все возможные варианты невозможно. Но все-таки постарайтесь следовать этим советам:

  • покупая новый аккумулятор, подбирайте модель, емкость и пусковой ток которой соответствовали бы параметрам автомобиля;
  • своевременно производите диагностику и обслуживание АКБ (доливание электролита, подзарядка, удаление грязи и влаги с поверхности);
  • не оставляйте на ночь включенными электроприборы;
  • не допускайте неисправностей в авто;
  • не доверяйте обслуживание своей машины доморощенным автоэлектрикам.

Похожие статьи